14.05.2017

О проекте, или FAQ

Ответы на часто задаваемые вопросы по проекту http://sobdoma.ru:

1. А это вообще законно? Реестры там, персональные данные, доли какие-то — это ведь должна делать государственная структура, а вы частники?

Вкратце: ДА, законно. Согласно закону о Государственной регистрации прав собственности сведения о наличии прав на помещения должны быть общедоступными. Мы просто помогаем вам правильно их запросить, не потерять какие-то запросы в процессе и получить сводную, исчерпывающую информацию.
К персональным данным эти сведения не относятся, в законе чётко прописано исключение — данные, которые хранятся в государственных реестрах.
Точность сведений подтверждается выписками из ЕГРН — к ним есть ЭЦП РосРеестра, подтверждающая их достоверность.

2. Вот мы закажем и получим реестр, что мы там увидим?

— Сведения о каждом помещении, ФИО собственника, номер и дату документа, на основании которого он является собственником, а также количество его голосов в рамках общего собрания. Плюс специальный расчёт площадей: точная площадь жилых квартир (включая коммунальные), площадь нежилых помещений, на которые оформлены права собственности (обычно это не все помещения в доме, есть и условно-бесхозные, их площадь там видна), площадь общего имущества (это разница между суммарной площадью оформленных помещений и общей площадью здания по кадастру), а также суммарная площадь имущества — именно из неё рассчитываются доли голоса.

3. В предварительной оценке написано про какие-то квартиры, где права не зарегистрированы — это вообще как? Что с этим делать?

— Наличие таких квартир означает, что права в них возникли до начала 1999 года, когда вступил в силу закон о государственной регистрации прав. По таким квартирам информация есть только в базах данных ЕИРЦ, и то, увы, неточная. Чтобы её получить оттуда, необходимо обратиться личным визитом или заявлением по бумажной почте в ГКУИС своего района. Заявление составляется в свободной форме, пример:

«Инициатор Общего Собрания Собственников, ФИО, паспортные данные, контактный телефон, e-mail, на основании свидетельства о собственности (номер, дата) просит вас предоставить Расчёт Долей многоквартирного дома в бумажной форме для приложения к протоколу собрания и в электронной форме для обработки на вышеуказанный e-mail».

Присылать таблицы в почту они боятся, и часто отказывают в этом (хотя реально им это несложно, и по закону положено делать). Но бумагу с печатью и подписью руководителя они выдать обязаны, разве что время потянут. Не удивляйтесь, если в бумаге будет много давно умерших или сменившихся людей — свои базы данных они обновляют как попало и когда придётся.
Вам нужны сведения только из тех квартир, где нет данных в ЕГРН. Их вы вносите в свой реестр самостоятельно, или можете прислать нам скан — поможем.

4. А если у нас есть реестр из ГКУИСа — зачем нам ваш? Мы на основании этого собрание проведём…

— …и любой реальный собственник сможет его обжаловать, а результаты отменить. Если же ещё какие-то нарушения найдут, вплоть до подделки протокола — то может быть даже уголовная ответственность. Доказывать потом придётся в суде, что это не вы что попало нарисовали, а ГКУИС вас так подставил. Всё серьёзно. Так что эту бумажку придётся ещё сто раз перепроверять, а лучше сразу брать данные только из ЕГРН. Тем более, что законом об отмене свидетельств 2016 года ЕГРН стал единственным гарантированным источником информации.

5. Вот, получили мы реестр. Что дальше делать?

— Готовьте уведомление каждому о собрании. Определитесь с повесткой дня и максимальным количеством вопросов, которые вы в неё включаете (править её потом нельзя, и если что-то забыли — понадобится новое собрание проводить). Юрлиц и городское имущество придётся уведомлять строго в бумаге под роспись и печать. В процессе подготовки к собранию вам понадобится несколько раз печатать данные из реестра: для формирования обходного листа при поквартирном обходе, где собственники ставят подписи за уведомление при его вручении, для учёта участников очного обсуждения, для журнала раздачи бюллетеней при заочном голосовании. Сразу на стадии оповещения о собрании полезно записывать номера мобильных телефонов и e-mail адреса: законом теперь утверждено, что оповещение через СМС и по электронной почте является доказуемым и протоколируемым способом.

6. Все интернет-голосования подделка, им доверять нельзя, только на бумаге! Чем вы отличаетесь от «Активного Гражданина»?

— Всем. Мы вообще не проводим никаких голосований. Мы помогаем ВАМ донести информацию до ВАШИХ соседей, разместив её на общедоступной странице ВАШЕГО дома, причём по возможности размещаете информацию ВЫ САМИ. У нас нет никакого шкурного интереса в ваших внутридомовых делах, мы просто сервис для ОПОВЕЩЕНИЯ. Голосуете вы на бумаге, разве что имеет смысл разместить бюллетень на странице, чтобы любой собственник мог самостоятельно его распечатать, подписать от руки и прислать фотокопию по электронной почте. Если же вам нужно интернет-голосование и вы способны его сами организовать — обращайтесь к дружественному сервису СКВЕР, там система именно для голосования уже объединившихся домов.

7. Сосед не хочет давать мне свой телефон, отказывается ставить подпись и вообще не открывает дверь, а мне надо его уведомить. Что делать?

— Распечатайте ссылку на свой дом в системе Sobdoma.ru и повесьте ему на дверь. Может быть, он не хочет давать телефон именно вам, но зарегистрируется через сайт: тогда он всё равно получит ваше оповещение, а у вас будет отчёт.
Если квартира сдаётся — попросите съёмщиков передать ссылку владельцам, где бы они ни были.
Если за 10 дней до собрания они не появились — уведомление надо отправить бумажной почтой, и в отделении вам должны поставить штамп о том, что вы его отправили. На этом ваша обязанность выполнена, у вас есть доказательство, что вы приложили к этому все усилия.

8. А что про #реновацию и голосование на Активном Гражданине или через МФЦ? Для этого тоже нужен реестр?

— Зависит от того, устраивают ли вас условия. Проголосовать через МФЦ или АГ проще, но там одна квартира = один голос. То есть от вашей площади ничего не зависит, трёшки равнозначны однушкам, а собственность равнозначна муниципальному жилью. И если вы хотите избежать возможных накруток и фальсификаций — вам потребуется проверять, кто там реально проголосовал и на каком основании.

9. Мой дом не попал в списки и вообще не пятиэтажка, нужно ли проводить #собрания?

— Нужно. По закону, собственники обязаны проводить ежегодное общее собрание, участвовать в нём, определять тарифы и сборы, контролировать деятельность управляющей организации через отчёты, и вообще содержать свой дом в надлежащем виде. То, что эту обязанность можно безнаказанно не выполнять —причина, по которой такие проекты как #реновация вообще увидели свет. Вы собственник, то есть хозяин своего имущества. Неужели вам наплевать, что с ним происходит?

10. Реестр по нашему огромному дому стоит слишком дорого! Как собрать такие деньги?

— Разместите ссылки на дом в каждом подъезде, возможно, в доме найдутся несколько человек, для которых вскладчину это посильная сумма.
Стоимость реестра обусловлена количеством выписок, которые приходится заказывать и платить за это госпошлину. Если совсем не получается —можно собрать 10% подписей и обязать управляющую организацию провести вам собрание, тогда актуализация реестра оплачивается за счёт содержания вашего дома. Но без вашего предписания они не будут выделять на это деньги, и не будут тратить на это время.

11. Помогаете ли вы подготовить документы к собранию и протокол по его итогам? Делаете ли почтовое оповещение под заказ? Есть ли у вас люди, которые обойдут наш дом за нас и соберут подписи?

— С документами помогаем, образцы есть, поможем посчитать. Остальное тоже возможно, но условия надо обсуждать отдельно по ситуации каждого дома.

12. Во всех текстах существует некое обезличенное «вы», это какая-то организация? Кому и за что мы платим?

— Единой определённой фирмы, которая этим занимается, на данный момент нет. Есть команда специалистов, которая сидит и круглые сутки собирает для вас информацию, обрабатывает её и помогает вам консультациями по телефону (495) 223-09-32. Это не сотрудники какой-то конторы, это частные лица, москвичи, живущие в разных районах города. Деньги, которые люди платят за реестры, уходят в основном на оплату их труда, госпошлину за выписки и хостинг. Есть НП «Городское партнёрство», которое принимает безналичные платежи и платит с этого налоги, оказывает юридическое и экономическое сопровождение процесса. Есть ЦКРИС ЖКХ Россиикоторый осуществляет техническое сопровождение этого сервиса. В целом, сейчас сервис SobDoma.ru существует за счёт вложений его создателей и тех людей, которые им пользуются. Коммерческой выгоды в нём на данный момент нет.